Человек и природа – неразрывное единство, которое непросто познать в силу сложности соотношения субъективных представлений и объективной реальности. Одной из эффективных форм работы по изучению природы является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение юных исследователей с природными объектами, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Исследование – наиболее деликатный способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, познать и понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться к миру в его естестве, выработать в себе то самое «экологическое сознание».
Значение леса беспредельно. Великий русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса - важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес - это вода, вода - урожай, урожай - жизнь».
В настоящее время много пишут и говорят о неблагоприятной экологической обстановке различных территорий в связи с антропогенным воздействием. Понятно, чем больше населенный пункт, тем более широко представлена промышленность, тем больше развит транспорт. Поэтому, как правило, в небольших городах и поселках экологическая обстановка более благоприятная, чем в крупных городах. Но это не значит, что в сравнительно небольших населенных пунктах таких, например, как наш поселок, не существует экологических проблем локального уровня.
Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного мира. Чем полнее, глубже, содержательнее
будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Изучение, описание и приведение в необходимый порядок памятников природы - важная государственная задача. Эту работу нельзя откладывать на завтра, потому что в наш динамичный век, век урбанизации, бесценные творения природы могут быть потеряны навсегда как для общества, так и для науки. Начиная с марта 2014 года члены школьного лесничества «Росток» СШ № 3 г.п. Зельва при поддержке Зельвенского лесничества и Зельвенской районной инспекции природных ресурсов и окружающей среды осуществляют бессрочный проект по экологическому мониторингу состояния памятников природы Зельвенского района. Суть проекта состоит в сборе информации о состоянии памятников природы, её обработке, последующем отражении в средствах массовой информации, а также наведении порядка и чистоты в охранной зоне памятников природы.
Любовь к природе своего родного края, привязанность к земле, на которой живешь, - основа для формирования любви к своей Родине, воспитания патриотических чувств. Бережное отношение к природе, желание приумножить её богатства необходимо воспитывать с самого раннего детства. Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем прикасаешься в своей деятельности. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в её обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы.
Создание экологической тропы в учреждении образования «Государственная средняя школа № 3 г.п.Зельва» позволит создать систему
экологического воспитания личности учащегося и повысить качество образования. Маршрут экологической тропы «Удивительное рядом» пройдет по территории УО «Государственная средняя школа № 3
г.п.Зельва» и населенных пунктов, входящих в её микрорайон.